Сергей Полонский: возвращение

Сергея Полонского возвращают в Москву. Родина встречает своего героя наручниками и конвоем. Между тем история беглого бывшего миллиардера заслуживает того, чтобы еще раз все вспомнить и сделать правильные выводы. Потому что судьба Сергея Полонского — знаковая для российского предпринимательства.
Сергей Полонский — секрет успеха
Полонский Сергей Юрьевич родился в 1972 году в Ленинграде. В 1984 году переехал с семьей в Украину, где закончил среднюю школу и был призван в армию, в Воздушно-десантные войска. Его часть располагалась в районе боевых действий в Цхинвали во время грузино-осетинского конфликта.
А через два года после демобилизации, в 1994 году, Сергей Полонский основал некую небольшую фирму под незамысловатым названием «Строймотнаж» в Санкт-Петербурге. Первоначально компания занималась, по некоторым сведениям, чуть ли не ремонтами квартир, однако затем ей удалось получить пару первых подрядов на строительство жилых зданий.
Собственно говоря, с этого все и началось. Уже в 2000 году компания вышла на московский рынок. Столичное девелоперское подразделение холдинга носило громкое название «Миракс Групп».
В это же самое время начал раздуваться мыльный пузырь цен на столичную недвижимость. Этому способствовал небывалый и стабильный рост цен на энергоносители на мировых рынках. Часть из поступлений доставалась стране в виде налогов, а затем распределялось, причем в основном среди своих приближенных структур. Не случайно основной рост цен даже выше, чем во многих развитых странах, наметился в элитной недвижимости, а следом — и для среднего, так называемого бизнес класса.
На волне общего экономического подъема в стране Сергею Полонскому удалось завершить несколько знаковых проектов, таких, как жилые комплексы «Золотая корона», «Золотые ключи II».
Одновременно с жилищным строительством «Миракс Групп» занималась также возведением деловых комплексов, которых в это время появилось в Москве огромное количество. Холдинг построил два из них: Polaris и Europe Building. Поэтому не удивительно, что группа получила подряд на участие в освоении территории Москва-Сити.
Сегодня ни для кого не секрет, что две башни, которые должны появиться в деловом центре столицы, должны были поделить между собой практически государственные структуры — Сбербанк и ВТБ. Тем не менее, в период освоения бюджета на эти цели, в СМИ широко освещалась идея создания ни много ни мало мирового финансового центра!
Сергей Полонский — начало конца
Однако мировой бизнес не торопился переселяться в непомерно дорогую Москву, и правильно сделал. Потому что вслед за раздутыми бюджетами строительства, немереной коррупции при выделении участков для строительства и прочей разрешительной документации и соответствующими ценами на готовые объекты… пришел очередной кризис, а с ним и протрезвление.
Уже в 2008 году сказке, в основе которой лежал бесконечный рост стоимости нефти и газа, начиная от минимума в 12,5 долларов в 1998 году, пришел конец. В Европе и США началась стагнация экономики, а в России наметился крах.
К этому моменту у Сергея Полонского и «Миракс Групп» в активах были такие начатые проекты, как «Дом на Таганке», «Кутузовская ривьера». Стояла недостроенной и башня «Федерация» в Москва-Сити.
Еще один проект «Кутузовская миля» превратился в классический недостроенный город мертвых: вдоль проспекта на некотором отдалении возвышались монолитные башни, просматривающиеся из-за отсутствующих стекол насквозь.
В это же самое время стало понятно, что проект вряд ли будет реализован: «Мираксу» не на что это сделать. А еще в дело вступились приближенные к Владимиру Путину «бизнесмены», а ныне находящиеся под санкциями братья Ротенберги. Причем Сергей Полонский заявил чуть ли не о рейдерском захвате его недостроенного жилого комплекса.
Вся эта история с переделом продолжалась до 2012 года, когда Сергей Полонский, обвиняемый в мошенничестве, пустился в бега и уехал в Камбоджи, оставив в Москве очередную группу обманутых дольщиков.
Девелоперский бизнес в России и Полонский
Надо понимать, как был устроен девелоперский бизнес в России тогда. Да и сейчас, скорее всего, мало что изменилось. Работала система примерно по такой схеме. Для начала особых вложений не требуется: единственное, что надо — это располагать определенной суммой для получения участка и разрешительной документации.
По признаниям самих девелоперов, процесс оформления занимает от года до двух лет, это зависит от того, на сколько тесные связи установлены с представителями власти. Затем начинается строительство. И как только залит фундамент — уже можно продавать будущие квартиры.
Для того, чтобы не подставлять себя, большинство бизнесменов создают под проекты отдельные фирмы, учредителями которых являются иностранные компании, разумеется, созданные в офшорных зонах. Причем одна из любимых — разумеется, Кипр.
А сами строительные работы, как водится, ведут гастарбайтеры, которых привозят из тех близлежащих стран, где с экономикой дела обстоят еще хуже, чем в России. Достаточно посмотреть на любую строительную площадку, чтобы убедиться в этом. От самого центра Москвы — до, наверное, любого города России.
Все расходы по строительству возлагаются на будущих собственников. Причем это касается не только жилых домов, но и офисных зданий. Возведение одной из башен Москва-Сити даже в кризис финансировал через кредиты «Миракс Групп» все тот же Сбербанк.
Таким образом, можно предположить с большим-большим основанием сделать вывод, что история взлета и падения Сергея Полонского вовсе не удивительна. Кризис 2008-2009 годов уложил на лопатки не одну, а огромное количество девелоперских компаний.
Под всем этим, кончено, есть определенная экономическая составляющая. В стране на самом деле бизнес не развивался. Секрет успеха заключался только в высоких ценах на ресурсы, продаваемые за рубеж. При этом параллельно раздувался мыльный пузырь на рынке недвижимости. И Сергею Полонскому — просто не повезло.
Мы бы о нем вообще не узнали, как не знаем мы имен абсолютного большинства организаторов строительства, оставивших за собой десятки тысяч обманутых дольщиков. Единственное, чем отличился Полонский — так это несколькими экстраординарными выходками. Потому что вообразил, что честно заработал деньги, и теперь ему можно позволить себе — абсолютно все.
А еще — потому что строил он не жилые комплексы где-нибудь за Московской кольцевой автодорогой — в Люберцах, Реутове, Одинцово или даже — позже после присоединения — в так называемой Новой Москве, а на Кутузовском проспекте. Среди тех, кто вложил в его проект деньги оказались в основном все те же чиновники и приближенные к кормушке такие же, как сам Полонский «бизнесмены». А это категорию людей в нашей стране «кидать» нельзя.
Сергей Полонский — назидание потомкам и современникам
Из истории Сергея Полонского неплохо бы сделать сразу несколько выводов. Первый, который сам напрашивается, что сколько веревочки не виться, но конец у нее все равно есть. Бизнес, каким бы прибыльным он ни был, если построен не на честном труде, а на связях с чиновниками и государственных преференциях.
Если посмотреть на проблему шире, то очевидно: крах бизнеса Полонского пришелся как раз на закат столичной империи, создаваемой вокруг Лужкова. И на становление той же самой системы — уже под началом Сергея Собянина и стоящего за ним Владимира Путина. Кто поверит, что что-то изменилось?
Однако всему когда-нибудь приходит конец. И заканчивается подобная практика с приходом новой власти — чаще всего ревизией и судом. Что, собственно, и ждет Сергея Полонского.
Виноват ли в чем-то Полонский? Разве что в том, что жил «на широкую ногу», даже тогда, когда империя его рухнула. Конечно, справедливо будет, если впредь он не сможет прожигать деньги своих дольщиков. Однако вряд ли его можно упрекнуть в чем-то большем: он обычный банкрот, а не преступник. Такой же банкрот, каким становится сегодня вся административно-коррупционная экономика, в период нового кризиса.
Обсудим?