Передел собственности в РЖД


По сведению ряда изданий, в том числе газеты «Ведомости», вновь назначенный глава РЖД связан дружбой с известными «бизнесменами» при Путине братьями Ротенбергами.
Новый руководитель Российской железной дороги Олег Белозеров родился в 1970 году в Ленинграде, окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Успел поработать топ-менеджером «Ленэнерго», в аппарате полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, поуправлять корпоративным имуществом в «Ленинградском оптико-механическом объединении».
Затем Белозеров был генеральным директором «Российской топливной компании», откуда в конце концов в 2009 году подался в чиновники федерального уровня. В 2004 году он стал заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, а с 2009 года — замминистра транспорта и далее первого заместителя министра.
С братьями Ротенбергами знаком с 1990-х годов. По сведениям питерских СМИ, его замы были связаны с известным на всю страну клубом дзю-до, а среди друзей самого Олега Белозерова замечено руководство находящегося сегодня под санкциями банка Северный морской путь (СМП-банка).
Возможно, сегодняшний намечающийся передел собственности — еще одна попытка компенсировать потери от действий стран Запада, направленных на экономическое подавление агрессии Кремля.
Белозеров уже курировал некоторые проекты, в которых бенефициарами оказывалась компания Путина. Например, прокладку платной трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. Приложил свою руку Белозеров и к проекту строительства Керченского моста.
По сведению российских СМИ, в настоящее время братья Ротенберги активно прорабатывают возможность вхождения в железнодорожный бизнес.
Чем грозит такой передел собственности для российской экономики
Помимо очевидных возможных потерь от передачи стоящих железнодорожных подрядов РЖД «своим» людям, российскую транспортную систему могут ожидать и менее предсказуемые заранее последствия.
Передел собственности в банковской сфере уже привел к ощутимым потерям страны. Сотрудничество с приближенными к Путину банками грозит клиентам денежными потерями из-за возможных санкций. Однако когда дело касается финансовых институтов, это все-таки вопрос относительно узкого числа пострадавших. Иначе будет выглядеть ситуация с железной дорогой.
Другое дело — передел собственности в РЖД. Железная дорога — это то немногое, что связывает страну и ее экономическую систему, какой бы она не была, в единое целое. При этом ни для кого не секрет, что РЖД сегодня существенно отстает в техническом плане от развитых стран.
Потенциальная угроза введения международных санкций против Российской железной дороги может оказать существенное влияние на весь бизнес в стране. И далее по нарастающей, отрицательно сказаться на и без того плохом инвестиционном климате, а затем и уровне жизни в целом.
Получив контроль над транспортными артериями, узкий круг лиц, приближенный к Кремлю получает еще один рычаг контроля и перераспределения прибылей всего остатка экономики страны, который каким-то чудом до сих пор все еще работает. Очевидно, что передел собственности РЖД затеян именно с этой целью.
Попытка повторения ситуации 2008-2009 годов
Коррупционная составляющая железнодорожных концессий — исторически считалась в России, еще с царских времен, одной из самых прибыльной для всевозможных темных личностей.
Еще свежи в памяти уроки мирового финансового кризиса 2008-2009 года. Тогда экономический провал носил временный характер, но что было характерно, так это результаты. Как раз в этот период передел собственности привел, если верить спискам журнала Forbes, к тому, что российская деловая «элита», по большей части связанная с действующей властью, лишь нарастила свои активы. Очевидно, это было сделано за счет раздела Фонда национального благосостояния и всей экономики страны.
Тот же самый сценарий пытаются разыграть приближенные к кремлю «бизнесмены» и на этот раз. Вот только в данной ситуации жест широкого загребания руками со всех сторон представляется скорее инерцией и привычкой, чем реальностью. Дело в том, что перспективы выхода из кризиса в ближайшие годы — не только туманны, но и несбыточны. А начинающийся сегодня передел собственности может оказаться вообще последним для его нынешних участников.
В действительности активов страны должно хватить еще максимум на ближайшие девять месяцев. А далее, если политическая и экономическая система не изменится, Россию ждет банкротство. Это будет неминуемо, если не предпринять каких-либо кардинальных действий уже в самое ближайшее время. Но что Кремль в действительности может? Его по-прежнему интересует только передел собственности. На этот раз — в российской железнодорожной системе.
Обсудим?