Путин подписал бюджет 2016 года

Владимир Путин подписал бюджет на 2016 год. С этого дня документ, с реалистичностью которого продолжают спорить эксперты и даже отдельные депутаты, с юридической точки зрения становится законом.
В отличие от прежних периодов, на этот раз бюджет принят не на три, а всего на один год. Его ключевые показатели такие: ожидаемые доходы 13,7 трлн рублей. Расходы 16 трлн рублей. Дефицит 2,6 трлн рублей, или 3% от ВВП, на который власть рассчитывает.
На социальную политику предполагается истратить 4 трлн рублей. Это на 100 млрд меньше, чем годом ранее. Образование недосчитается 57,7 млрд рублей, культура 4,9 млрд рублей, физкультура и спорт 0,5 млрд рублей.
Единственное, на что из социальной сферы предполагается увеличение расходов — это медицина, на 65,7 млрд рублей. Итоговые затраты составят 490,6 млрд рублей.
Существенный рост предполагается в бюджетных средствах, направляемых Министерству обороны: до 3,145 трлн рублей.
Нереалистичность бюджета 2016 года
Не обязательно быть экспертом, чтобы понимать, что принятый бюджет далек от реальности, как российская промышленность от полетов на Марс. Дело в том, что за основу взяты не просто ошибочные, а заведомо нереальные показатели.
Так, ожидаемая средня стоимость нефти должна составить 50 долларов за баррель. В действительности такой цены нет уже давно, и видимо, в обозримом будущем не предвидится. Текущие котировки находятся на уровне 38 долларов за баррель марки Brent, которая, как известно, стоит дороже отечественной Urals.
Более того, цены на фьючерсные контракты говорят о том, что рынок не ожидает цен на нефть в районе 50 долларов за баррель аж до декабря 2017 года.
Не соответствуют действительности и ожидаемые инфляционные показатели. Сегодня инфляция составляет более 12% даже в далеком от реальности исчислении официального статистического ведомства. Остается загадкой, каким образом она снизится до 6,4%.
Впрочем, заложенный в бюджет процент инфляции тоже не случаен. У властей и в мыслях нет сохранить доходы социально незащищенных слоев населения хотя бы на прежнем уровне. Так, предполагается проведение индексации пенсий всего лишь на 4%.
Видимо, для этого и сохраняется заведомо лживый план по инфляции: одно дело недоплатить престарелым гражданам «каких-то» 2,4%, другое — признать, что их уровень жизни должен упасть сразу на 10%.
Источники финансирования бюджета
Заранее ясно, что при взятых за основу внешних факторах денег на все статьи расходов, кроме, разумеется, войны, у Министерства финансов заведомо не хватит. Какими же будут методы финансирования бюджетного дефицита?
Очевидно, что самыми доступными авуарами остаются пока еще не обмелевшие окончательно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Заявляемый размер Резервного фонда составляет на начало года 3,4 трлн рублей. К концу года планируется оставить нетронутым хотя бы 1 трлн рублей. Фонд национального благосостояния, рассчитанный в первую очередь на поддержку пенсионной системы, должен сократиться меньше: с 4,9 до 4,66 трлн рублей.
Но и в этих данных — также очевидна тенденция выдавать желаемое за действительное. На самом деле, если нефть и газ продаются заведомо дешевле на четверть, чем заложено в исходных показателях, доходы бюджета однозначно окажутся также пропорционально ниже.
Для того, чтобы закрыть образовавшуюся дыру, возможны несколько путей, которые, скорее всего, будут использованы в комплексе. Во-первых, резервный фонд иссякнет ранее, чем власть предполагает. Во-вторых, государство будет вынуждено изыскивать альтернативные источники финансирования. Не надо быть пророком, чтобы понять, что сделать это можно только за счет граждан, вводя новые налоги, штрафы, поборы. В-третьих, продолжится сокращение расходов. Ясно, что сделано это будет за счет социальной сферы. Ведь не военные же расходы сокращать, когда кругом «враги»…
Так почему же Владимир Путин подписал бюджет 2016, который заведомо не соответствует действительности и не может физически быть исполнен? Неужели он не только постарел, но еще и ослеп?
На самом деле, после того, как он одобрил закон, напрямую нарушающий статью 15 Конституции о приоритете международного права, ему должно быть все равно, что подписывать. По большому счету, какая разница, если так и так — ничего из написанного и обещанного не соблюдается.
Обсудим?