Россия на кукане


На вопрос, почему опять санкции, есть только один ответ: а что же вы думали, вам за развязывание новой войны в Европе американцы, как во время Второй мировой войны опять тушенку по ленд-лизу пришлют? Однако, оставим политику и попробуем проанализировать с чисто экономической точки зрения, что же еще могут сделать западные страны. Каких дополнительные меры с их стороны нам надо ожидать сегодня.
Персональные санкции
Первое, что может произойти — это расширение санкционного списка. Его, скорее всего, пополнит еще целый ряд лиц, так или иначе связанных с кремлевским лидером и кремлевской же кормушкой.
Казалось бы, какое отношение отдельные персоны имеют к экономике страны, ее инвестиционному сегменту и простым гражданам, пытающимся в этот нелегкий час спасти свои сбережения? Оказывается, самое непосредственное.
Представим себя на месте любой западной компании. Каждое утро директор заходит в Интернет или по-старинке открывает газету. И видит новый перечень лиц, с которыми он больше не может сотрудничать. Этот директор, также, как и мы, не может себе представить точно, кто будет следующим. Он знает, что в российской экономике самые прибыльные и крупные предприятия так или иначе связаны с Кремлем.

Что этот директор сделает поздно или рано? Откажется от работы с российским рынком вообще. Или сведет всякую такую деятельность к возможному минимуму. Таких директоров тысячи, и их решение так или иначе отразится на инвестиционном климате в целом. То есть приведет к очередному росту цен из-за сокращения предложения.
Еще более важная тенденция — введение санкций не против отдельных персон, а направленных на разорение связанных с ними компаний. Мы знаем, что меры, принятые западными странами, уже к сегодняшнему дню привели к фактическому свертыванию банковской деятельности ряда кредитных организаций.
Действительно, кому нужен банк, с помощью которого как минимум невозможно проводить экспортно-импортные операции, который не может занимать деньги за рубежом, а значит, имеет заведомо дорогие пассивы, и так далее.
Казалось бы, что проще, чем ввести санкции непосредственно против кремлевского лидера? По сведениям, публиковавшимся в западных СМИ, накладывать арест — есть на что. Но такой сценарий если и произойдет, то в самую последнюю очередь. Дело в том, что главы развитых стран так или иначе в создавшейся ситуации вынуждены оставлять нечто на потом, для того, чтобы сохранять возможность для переговоров и торга.
Санкции против банковской системы
Один из первых секторов российской экономики, который подвергается санкциям — банковский. Здесь принимаемые меры можно разделить на несколько уровней, причем первый из них уже пройден.
Прежде всего, в результате санкций был ограничен срок возможных заимствований кредитных организаций с государственным участием. Но даже не это самое главное. Еще важнее то, что большинство западных контрагентов задумалось самым серьезным образом о рисках, связанных с предоставлением в долг денег российской финансовой системе.
На практике это работает так. Соответствующие структуры западных банков определяют лимиты позиций — максимально возможные суммы, которые могут быть одолжены в определенном регионе. Как мы понимаем, размер этих лимитов в последние месяцы оказался существенно сниженным. В результате происходит ситуация, когда рынок валюты в России с каждым днем будет испытывать все больший и больший дефицит средств.
Пожалуй, на сегодняшний день эта мера по ограничению заимствований оказалась едва ли не самой действенной. Именно она нанесла наибольший ущерб российской экономике, приведя к повышению внутренних процентных ставок. Даже в валюте процент по депозитам на относительно короткий срок в некоторых банках поднялся до немыслимых в нормальной ситуации 10% годовых.
Следующим шагом в списке санкций может стать дальнейшее ограничение внешних заимствований российскими банками, вплоть до полного запрета. И тогда нам стоит ожидать, во-первых, роста процентных ставок, во-вторых, финансовых трудностей по крайней мере временного характера у целого ряда кредитных организаций.
При этом надо понимать, что система гарантирования вкладов рассчитана на поддержание отдельных организаций в случае дефолта, а не на полномасштабный системный кризис. Таким образом, возрастает вероятность замораживания вкладов.
Еще одна мера, которая может быть принята против России — пресловутое отключение системы SWIFT. В этом вопросе надо понимать, что такие действия полностью остановят международные переводы денежных средств. Юридические и физические лица потеряют возможность совершения всех операций в долларах, евро и других иностранных валютах. Причем даже между банками внутри страны.
Относительно хорошая новость заключается в том, что переводы в рублях проводятся через структуру ЦБ РФ и полностью независимы от внешнего мира. Правда, за что можно будет платить одной национальной валютой, когда экономика страны почти полностью зависит от импорта — не ясно.
Блокировка SWIFT — мера действительно легко исполнимая. Европе достаточно отдать распоряжение компании, и все будет сделано в считанные дни, часы или даже минуты. Но и это еще не крайний шаг возможных санкций. Еще более жесткий вариант — блокировка корреспондентских счетов и наложение, например, временного, ареста на денежные средства российских банков и Банка России. В конце концов, нельзя исключать и такой вариант. Хотя, надо подчеркнуть, это самая крайняя мера.
Отраслевые санкции
Основные отрасли российской экономики — сырьевые. А главные потребители российского сырья находятся за рубежом. Поэтому если санкции окажутся действительно жесткими, то можно ожидать в первую очередь объявления эмбарго на покупку российских энергоносителей.
Существует иллюзия, что избавиться от энергетической зависимости от России Европе очень сложно. Отчасти это так, задача непростая. Но в то же время, нельзя недооценивать рынок. Первоначальный экономический шок почти сразу же будет преодолен поставками из других регионов.
Мы можем только предполагать, что произойдет в ближайших странах. Примерные расчеты показывают приблизительно такие результаты: средний европеец в конечном счете будет вынужден платить за энергию и тепло аж процентов на десять больше. При сегодняшних ценах на нефть это все равно будет даже меньше, чем год назад.
С точки зрения России, в случае введения эмбарго произойдет катастрофа. Бюджет лишится до половины всех поступлений. Страна не сможет выполнять взятые на себя социальные обязательства. Бизнес, связанный с бюджетом, скорее всего полностью лишится денежных поступлений.
Опыт показывает, что программы наподобие «нефти в обмен на продовольствие», по которым разрешаются ограниченные поставки продуктов питания и лекарств, запускаются значительно позже, только тогда, когда настает полный коллапс. Как правило, для этого должно пройти как минимум полгода или год.
Последствия: как выжить и сохранить сбережения
Во время нынешнего экономического кризиса, вызванного санкциями, ситуация складывается настолько серьезная, что на данном этапе самый лучший вид инвестирования — это покупка крупы, тушенки и прочих консервов, а также спичек и соли.
А если говорить серьезно, то никаких шансов, что курс рубля укрепится в ближайшее время нет. Некоторые колебания в ту или иную сторону возможны, но общий тренд на снижение национальной валюты сохранится. Промышленное производство продолжит свое падение. Поэтому ситуация на фондовом рынке не изменится: общий тренд вниз. Более того, возможен массовый дефолт по корпоративным долговым обязательствам.
Таким образом, пока наращиваются санкции, лучше всего держаться как можно дальше от рублей и российских ценных бумаг. Если есть необходимость иметь дело с банками, то лучше выбирать кредитные организации из второго, а не первого эшелона. Опыт кризиса 1998 года показал: вероятность дефолта ведущих банков часто оказывается выше, чем у «середнячков», ведущих более сдержанную кредитную политику. При этом есть и особенность: на этот раз банк не должен иметь прямых связей с государством. Иначе он рискует оказаться в санкционном списке одним из первых.
Более того, и руководители кредитных организаций сегодня, связанные так или иначе с госорганами или имеющие личные контакты с Кремлем, оказывается в сфере повышенного финансового риска. А в месте с ними, и финансовые учреждения, которыми они владеют, как это уже произошло например с банком «Россия».
В конечном итоге, все будет зависеть от того, насколько глубоким окажется кризис. Пока мы нацелились на локальную Великую депрессию. Это значит, что самое лучшее сейчас — уходить из всех активов в реальные деньги, то есть иностранную валюту.
А где их хранить? Совершенно нет никакой гарантии, что государство в кризисе не запустит в очередной раз руку в карман своих граждан. В зависимости от тяжести ситуации, вполне можно допустить блокировку и/или принудительную конвертацию валютных счетов, навязывание «инвестиционных» продуктов в формате тех или иных государственных займов, замораживание рублевых вкладов и прочее. В общем, все, что угодно, явное, и даже тайное, например, включение печатного станка как одного из видов скрытого изъятия денег у населения.
На сегодняшний день, если сумма сбережений превышает то, что можно будет хранить дома в чулке в валюте, есть только один способ спасти свои деньги: открыть счет, в том числе инвестиционный, за рубежом. Декларировать его, скорее всего, не обязательно, потому что проверить это сложно, если вообще возможно. Да, не патриотично, но это выбор каждого: стать нищим патриотом или спасти то, что удалось заработать.
В Интернете разошлись слова губернатора Владимирской области Светланы Орловой, которая, якобы цитируя Путина, сказала «Когда кто-то хочет взять Россию на кукан, когда удочка поднимается, а потом взяли и отпустил,- вот этого никогда не будет».
Многим пришлось уточнить в словаре, что же это слово обозначает, уж не мат ли или уголовный сленг. А оказалось, это всего лишь приспособление для переноски выловленной рыбы, сделанное из веревки, с крючком, на который насаживается улов.
Если оставить политику для другого случая, то все равно приходится признать: это удивительно точное сравнение. Экономика России сегодня — на самом настоящем кукане. И если чьи-либо деньги все еще не на крючке, не пойманы, не выловлены, не потеряны, то лучше им, как рыбе, плыть куда-нибудь подальше. Пока не полностью прикрыта такая возможность.
Алексей Суховерхов
Обсудим?