Структурные продукты

    2
    3929
    Структурные продукты, или структурированные продукты

    Структурные продукты, или структурированные продуктыСтруктурные продукты или, в другом написании, структурированные продукты — относительно новый финансовый термин, происходящий от английского structured product. Этим термином в мировой финансовой практике принято обозначать относительно сложный готовый инвестиционный портфель, собранный для клиентов по определенной методике профессиональным участником рынка из обычных инвестиционных инструментов.

    Зачем нужны структурные продукты

    Структурные продукты могут состоять из долговых, долевых или производных ценных бумаг, в зависимости от поставленной задачи. Попробуем проиллюстрировать это на простейшем примере. Предположим, для инвестиционных целей заказчика требуется портфель, стоимость которого зависела от рынка акций. Тогда у брокера есть выбор: либо приобретать несколько видов ценных бумаг, либо в определенной пропорции вложить деньги например в корпоративные облигации и одновременно открыть позицию на рынке фьючерсов на фондовый индекс.

    Такой подход дает определенные преимущества. Портфель может настраиваться более гибко, чем при прямой покупке акций. Соотношение позиций на рынке реальных активов и производных позволяет выбирать наиболее подходящее соотношение риска и доходности.

    Другой, более сложный пример. Предположим, клиент хочет сделать ставку на российский рынок ценных бумаг. При этом он предполагает, что основа сегодняшнего кризиса — это прежде всего, снижение цен на нефть. Причем падение стоимости энергоносителей вредят всему рынку, а не только нефтегазовому сектору. Тогда для таких клиентов можно создать структурированные продукты, которые бы оказались избавлены от сырьевой составляющей.

    Как это сделать? Приобрести на рынке акции нужных компаний. Одновременно в определенной пропорции продать фьючерсные контракты на нефть на международном рынке.

    Структурные продукты: банковская и брокерская практика

    Приведенные примеры — структурные продукты, создаваемые специально под индивидуальные запросы. Однако профессиональные участники рынка ценных бумаг в последние несколько десятилетий пошли еще дальше. Они нередко предлагают заранее разработанные и уже подготовленные структурные продукты, сочетающие в себе стандартные клиентские предпочтения по соотношению доходности и риска.

    Фактически это уже готовые портфели с определенными качествами. В них могут входить все те же инструменты: предположим, 80% облигаций с гарантированной доходностью и 20% акций. Такие структурные продукты при доходности долговых бумаг, предположим, в 10%, фактически гарантируют возврат средств через два года. А оставшиеся 20% в акциях должны, теоретически, обеспечить возможную прибыль, которая может оказаться значительно более высокой, чем процент по депозиту в банке.

    Российской понимание структурных продуктов

    Зачастую в практике российских фондовых брокеров понятие структурный продукт используется не всегда по своему основному назначению. Иногда можно встретить этот термин для обозначения неких готовых предложений, которые по экономической сущности все-таки ближе к доверительному управлению на рынке ценных бумаг, чем к формированию портфеля с определенными качествами для одного или нескольких клиентов.

    В таких случаях это может выглядеть, например, так. Предлагаются структурные продукты, покупатель которых гарантирован от потери вложенной суммы, а прибыль будет зависеть от действий брокера и/или везения на рынке. Другой вариант: с заказчиком оговаривается размер максимально допустимых потерь, или, как это называют трейдеры, «просадки» портфеля. Предположим, это может быть 5 или 10%.

    Структурные продукты, в действительности, инвесторам следует отделять от подобных предложений. Дело в том, что если это не просто формирование портфеля по заранее определенным и оговоренным критериям, а именно совершение собственных операций, то заказчик может столкнуться с дополнительными рисками.

    Профучастник, предлагающий подобные, якобы, структурные продукты, берет на себя ответственность за сохранение номинала или большей его части. Это, конечно, выгодно для инвестора, но только до того момента, пока брокер или банк будут способны выполнять свои обязательства перед всеми клиентами в случае неблагоприятной конъюнктуры на рынке, которым предложены структурные продукты.

    Опыт подсказывает, что на заре российского фондового рынка в подобную ловушку попались очень и очень многие и брокеры, либо частные трейдеры, и их клиенты. Первые смело обещали не потерять деньги ради того, чтобы в случае выигрыша поделить результат с заказчиком. Вторые верили и ждали. Пока трейдерам и брокерам везло, все были довольны. Но как только начинался кризис, дело тут же заканчивалось банкротством первых и неожиданными потерями всей суммы для вторых.

    С другой стороны, настоящие структурные продукты — это действительно удачная возможность для инвестора получить портфель с именно теми характеристиками, которые требуются.

    Когда стоит приобретать структурные продукты

    Структурные продукты — хороший выбор для инвестора в двух случаях. Во-первых, когда требуется реализация какой-то особой инвестиционной стратегии.

    Во-вторых, тогда, когда самостоятельно он сделать этого не может, и вынужден поручить это профессионалу.

    При этом структурные продукты — это в действительности сложные инструменты, качество которых во многом, если не во всем, зависит от исполнителя заказа. Поэтому к выбору компании следует подойти даже более ответственно, чем при открытии банковского депозита или брокерского счета.

    2 ОТЗЫВЫ

    ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ

    Войти с помощью: