Спасет ли ВПК российскую экономику

0
4691
Спасет ли ВПК российскую экономику

В конце января 2015 правительство России обнародовало план по выходу страны из кризиса, который в немалой степени удивил экспертов. Вместо того, чтобы снижать расходы, сокращать аппарат чиновников, стимулировать развития промышленности и бизнеса, власти заявили о своем желании финансировать из бюджета и резервов преимущественно военно-промышленный сектор, в значительно меньшем объеме — финасовую систему и по остаточному принципу — все остальное.

В общем, можно сказать, по классике, был сделан выбор: производить пушки вместо масла. В соответствии с «Антикризисным планом» правительства, расходы на армию выросли до рекордного уровня в 3 трлн 286 млрд 800 млн рублей.

Под занавес уходящего 2015 года можно подвести итоги, оценить, что же получилось. И ответить на главный вопрос: удалось ли, вкладывая деньги в вооружение, поднять промышленность или хотя бы удержать производство, не связанное напрямую с добычей полезных ископаемых, на прежнем уровне.

Прибыль или убыток ВПК?

Предприятия ВПК работают исключительно до тех пор, пока есть в наличие бюджетные деньги. Согласно действующим правилам, 60% средств при выполнении гособоронзаказа могут быть государственными и лишь 40% — собственными. Однако и при такой пропорции возникает проблема.

Так, например, известный на всю страну «Уралвагозавод» в той части, в которой он работает на производство вооружений, сейчас решает задачу по получению очередных государственных гарантий.

Тем не менее, по итогам 2015 года предприятие будет вынуждено зафиксировать убыток. По словам генерального директора Олега Сиенко, высказанным в интервью одному из местных изданий,

Причиной тому — объективная ситуация, сложившаяся на рынке. Это и ослабление рубля, и проблемы с санкциями, и утяжеление нагрузки в рамках исполнения ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса»

Производство военной техники вовсе не сказалось на выпуск другой продукции в рамках той же организации. Например, глубоко убыточным из-за кризиса стал выпуск новых вагонов. В условиях жесткой экономии, любые инновации в отрасли оказываются не востребованными: потенциальные покупатели делают все возможное, чтобы продлить срок службы того, что уже есть.

Но если у производителя танков и по совместительству вагонов дела идут, хотя бы по официальным заявлениям, не так уж и плохо, то о других заводах то же самое сказать нельзя. Корпорация МИГ заявила не о наращивании выпуска самолетов, а наоборот, о сокращении персонала с января 2016 года на 1500 человек из общего числа 10 тыс. сотрудников.

Казалось бы, страна ведет боевый действия. Неужели государству оказывается не нужной продукция предприятий холдинга — МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-35, а также учебно-тренировочная техника?

О сокращении производства доходят сведения и с завода УАЗ, снабжающего армию автомобилями. Выпуск машин сократился всего за пару лет в 2,5-3 раза. Зарплата рабочих не индексировалась восем лет! С 2007 года.

Экономическая основа

На этом стоит вопросе стоит остановиться особо. Когда власть говорит о том, что финансирование ВПК должно поддержать экономику, конечно, подразумевается отсыл к достаточной мере устаревшуму на сегодня и повсеместно во многом пересмотренному экономическому учению — кейнсианству.

В простом объяснении идея заключается в следующем. Во время кризиса увеличиваются государственные расходы. Предприятия получают заказы, платят зарплату рабочим. Рабочие покупают продукцию, которая им нужна для жизни. Все вместе платят налоги, наполняют бюджет, и далее по кругу. Таким образом, происходит оживление экономики.

Однако как это происходит применительно к нашей стране? В действительности рабочие на конвейере того же УАЗа, а мы не думаем, что в МИГе или на Уралвагонзаводе, или где-то еще, дело обстоит иначе, получают на руки порядка 20 тыс. рублей. И это несмотря на падение национальной валюты и почти 15% инфляции в годовом исчислении.

Таким образом,

государсТвенный заказ вовсе не стимулирует экономику. Человек, получающий нищенскую зарплату, тратит ее исключительно на продукты питания и предметы первой необходимости.

Об этом свидетельствуют в том числе и статистические данные: товары и продукты этой группы подорожали за год значительно сильнее, чем средние показатели по стране. Мы можем говорить о росте цен на самые дешевые продукты и вещи — не менее, чем на 20%, а в ряде случаев, значительно более.

В результате даже несмотря на колоссальные затраты из бюджета на заказы для Министерства обороны, деньги как минимум не доходят до реальной экономики. В лучшем случае, они оседают в карманах все тех же красных директоров. И тратятся — отнюдь не на приобретение отечественной продукции, если вообще в нашей стране.

Фиаско антикризисного плана

В действительности «Антикризисный план» правительства можно считать полностью проваленным. Никакого оживления не произошло. Возможно, отдельные собственники или директора предприятий, работающих в сфере ВПК, заработали что-то дополнительно, и продержались лишний год. Однако для страны в целом результат оказывается даже не нулевым, а полностью отрицательным.

Рынок недвижимости уже год падает. Масса новостроек стоит без перспективы найти своих хозяев. Потому что у потенциальных покупателей нет денег.

Автомобильные заводы подсчитывают свои годовые убытки. Сбыт автотранспортных средств упал в два раза.

Разоряются авиакомпании, банки, лизинговые и страховые компании. Везде, где только можно, сокращается выпуск продукции. Единственное, что дает возможность показать прибыль отдельным предприятиям — это переоценка валютной позиции, полученная в результате девальвации национальной валюты. Однако в действительности, при расчете в твердой денежной единице, ВВП страны за год — рухнул. Причем, если пересчитать на доллары или евро, вовсе не на 4-5%, а на все 40%!

Но самое главное, это произошло даже в тех отраслях, которые, якобы, как раз сейчас должны себя чувствовать более или менее прилично. Даже там, где заводы работают на исполнение выросших оборонных заказов, в отчетности — не видно прибыли. Ее нет у выпускающих, например, самолеты и танки. А в соседних подразделениях, где производят автомобили, вагоны, тракторы и другую технику — вообще глубокий убыток и сокращение. В итоге в бюджет в виде налогов — не вернется ничего, и единственным источником финансирования по-прежнему останется тающий на глазах резервный фонд.

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ

Войти с помощью: