Сколько стоит растаможка за килограмм?

Или почему проблема таможни не только в Бельянинове.

1
3594
Сколько стоит растаможка за килограмм? Или почему проблема таможни не только в Бельянинове.

У импортеров есть такой вопрос «Сколько стоит растаможка за килограмм?» – его часто задают таможенным брокерам за проведение процедуры таможенной очистки. Для незнающего человека этот вопрос не вызывает никаких реакций. Для знающего – всё понятно: один участник рынка хочет узнать, занимается ли другой провозом контрабанды?

А теперь подробнее. Для того, чтобы ввести товар в страну, то есть импортировать, требуется оплатить транспортировку, таможенную пошлину, акциз, НДС и услуги таможенного брокера. Помимо этого нужно предоставить сертификаты на товар, выданные российскими сертификационными центрами (как правило 3-4 документа). На ряд товаров нужно получить еще и разрешение Минпромторга. Все справки и разрешения платные, имеют сроки действия и распространяются не только на указанные к ввозу наименования товаров, а на конкретные сорта и модели продукции и даже на нематериальные позиции, например, на программное обеспечение.

К чему такой подробный рассказ? А к тому, что всё эту процедуру можно избежать, дав взятку кому надо. То есть достаточно заплатить за пресловутый килограмм ввозимого товара некую сумму денег – и провози что хочешь без уплаты налогов, сборов и получения разрешительных документов. И эта коррупционная схема появилась не вчера, она действует много лет и является неписанным правилом рынка.

Из-за чего всё это происходит? Из-за денег, конечно. Рассмотрим конкретный пример. Допустим вы везете некое телекоммуникационное устройство, для простоты возьмем смартфон. За пределами экономической границы России, на складе производителя он стоит допустим $100. Покупаем партию какой-либо новинки в количестве 1000 штук, везем в Россию и считаем:

— доставка и хранение (логистика) – $3
— пошлина – $10
— акциз – нет
— услуги таможенного брокера – $1000 за партию или $1 за устройство
— НДС – 18%. База НДС – это всё перечисленное выше: 100+3+10+1=$114. Умножаем на 0,18 – получаем $20,5.

Итого ваша входная цена: 100+3+10+1+20,5 = $134,5

Плюс вам надо заплатить за сертификаты и разрешения. Помимо этого нужно затратить время на их получение, а время – это деньги – нужно платить зарплату своим сотрудникам за проведение этих работ и оплачивать кредит в банке, на время, пока товар придет в Россию. Это минимум два месяца. Получение разрешительных документов – особая и очень важная строка, мы коснемся ее отдельно, а сейчас в качестве некоего среднего показателя примем стоимость всех документов, легализующих продукцию равной $2000 на партию или $2 на устройство.

Получаем себестоимость товара, то есть вашу входную цену равной $136,5. Округлим до $137 и добавим вашу прибыль импортера, как дистрибьютора 10% – получим $151. Предположим, что у вас одноступенчатый канал поставки и нет дилеров, то есть с этой ценой вы напрямую выходите к розничным продавцам, то есть идете к директору магазина и предлагаете смартфон. Заходите к нему в кабинет и сообщаете – «Здравствуйте, купите пожалуйста партию новой модели смартфона – отдам всего за $151 за штуку». Директор магазина поднимает на вас глаза и говорит: – «Ты что, дурак? Мне этот смартфон три месяца назад предложили за $120, а у моего конкурента она на прилавке лежит по $144. В розницу!»

Вернемся к вопросу в начале статьи «Сколько стоит растаможка за килограмм?». Этот вопрос задается серым и черным импортерам и таможенным брокерам и суть его в следующем. Контрабандисты не платят ничего, кроме взяток. Вот их расклад: они покупают товар у того же производителя и по той же самой цене $100, оплачивают перевозку и хранение $3, платят взятку, допустим $3 за килограмм (а в килограмме может быть 5 смартфонов) и получают входную цену $103,5. Округлим до $104. Почувствовали разницу – у вас, у честного импортера $137, а у контрабандиста $104. Он накинет 15% и выйдет к директору розничного магазина с ценой $120, тот установит свою наценку в 20% и выставит товар по $144. То есть вам, как импортеру-оптовику дешевле купить товар в рознице, чем легально завезти его из-за границы.

Описана черная схема, которая не предусматривает получение серьезных документов о таможенной очистке. Серая схема дает некие левые ГТД (грузовая таможенная декларация) и соответственно чуть дороже. Серая схема использует заниженную стоимость товара или перевод его в другую, не облагаемую пошлинами товарную номенклатуру, такая схема не требует разрешительных документов. Но в любом случае даже серая схема существенно дешевле так называемой белой, то есть легальной растаможки.

Коснемся сертификации и разрешительных документов, о которых я говорил, что они имеют существенное значение. Всё, что «втыкается в розетку», электрическую или телекоммуникационную, всё, что имеет радио-модуль, всё, что имеет шифрование (а оно в любом процессоре), всё, что имеет программное обеспечение (тоже практически в любом устройстве), более того, всё, что имеет обычный кабель – всё подлежит сертификации. Причем только российской. Сертификаты международных лабораторий не признаются, поэтому все эти документы, до пяти штук к ряду приходится получать заново – подавать в сертификационные органы письменные заявки, платить, ждать, получать документы (или отказ – иногда отказ тоже нужен для таможни) и везти таможенному брокеру. Некоторые документы для мелкого возчика вообще неподъёмны, например стоимость сертификации тех же самых смартфонов может доходить до 100 тысяч долларов за товарную линейку. Это особая проблема, которая ставит в тупик даже крупных производителей – они не могут себе позволить заплатить такие деньги и по этой причине ряд новинок остается за бортом российского рынка – мы вынуждены покупать либо старье, либо продукцию только монстров, способных в отличие от мелких и средних производителей, заплатить за сертификацию.

Более того, оборудование в орган сертификации нужно предоставлять физически. И если это не смартфон, а дорогой коммутатор, причем не одна, а десятки дорогих моделей, то задача становится нерешаемой. Но и это еще не всё. Требуется сертифицировать не только оборудование и ПО, но и само производство. А для этого на завод для инспекции из России нужно отправить специалиста сертификационного органа, снабдить его переводчиком (иностранного языка ему знать не положено), разместить в гостинице, возить по цехам, кормить и поить. И всё это естественно за наш счет – за счет конечного покупателя, на которого «размажется» стоимость никому не нужной сертификации – все серьезные производители имеют международные сертификаты и на товар, и на ПО, и на производство. Упомянутый выше Минпромторг – тоже не сахар – в его обязанности по идее должна входить защита отечественного производителя от конкуренции со стороны импортных товаров, но на деле эта организация превратилась в сборщика косвенного налога на импорт.

И на закуску. Растаможить товар самостоятельно нельзя, несмотря на то, что у каждого импортера есть целый отдел с менеджерами по таможенному оформлению грузов. Государством навязывается посредник в виде таможенного брокера. Это своеобразный буфер, который отгораживает государственного чиновника от скользкой процедуры получения взятки напрямую из рук в руки. Слишком рискованно. А через прослойку безопаснее – получается вроде почтового ящика – опустил конвертик – пришел через два дня за результатом.

Подходим к главному. Виноват ли опальный Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы в сложившейся черной, белой и серой схеме таможни? Да – виноват. Виноват ли он один? Конечно же нет – в контрабанде замешаны все структуры государства. Все, от законодателей, до налоговиков, контролирующих и фискальных органов, следователей, прокуроров, судей, кабинета министров, премьера и президента.

Более того, помимо коррупционной составляющей таможни, есть и политическая. Очень опасная и вот почему. Подавляющее число предпринимателей хотят вести дела честно, им не нужны взятки, уход от налогов и сборов, им не нужен криминал, они хотят спать спокойно и уверенно смотреть в будущее. Но им это не дают. Государство говорит: либо ты подставляешься и нарушаешь закон, либо разоряешься – твоя оптовая будет выше розничной. В результате импорт находится под колпаком у государства, которое в случае необходимости отберет бизнес или посадит любого предпринимателя, завозящего товар в Россию. Страх и подчиненность – вот те ниточки, за которые порочная власть дергает бизнесменов. И это положение надо менять. Вопрос «сколько стоит растаможка за килограмм?» – должен уйти из лексикона импортера.

1 ОТЗЫВ

  1. Доброго времени суток! Автор статьи — молодец,ипотрудился! А на самом деле все обстоит иначе и цены может и похожы, да вот только чужую прыбиль счетать не с руки. Первое,- что хочу сказать: товар ведь не с неба взялся в руки к вам, а от производителя; а второе — «пошлина», это только таможеные сборы в пользу государства которое будет потдерживать сопровождения, этого товара привозного, на ее територии и если кто и зарабатывает на этом пусть будет в прок, ведь не жаль нам «пота наймитов» или кого еще.

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ

Войти с помощью: