Финансирование бюджетного дефицита 2016

    0
    4337
    Финансирование бюджетного дефицита в 2016 году

    Финансирование бюджетного дефицита в 2016 годуПравительство изыскивает средства на финансирование бюджетного дефицита в 2016 году. Рассматривается сразу несколько вариантов, призванных залатать плановый разрыв между доходами и расходами в размере приблизительно в 2,5 трлн рублей.

    Финансирование бюджетного дефицита возможно из нескольких источников, включая увеличение налогообложения сырьевых компаний, сокращение расходов, в том числе госкомпаний, а также за счет денег Банка России — прежде всего, его прибыли.

    Более точную цифру, какую именно финансовую дыру предстоит покрывать, определить пока не представляется возможным, так как бюджет до сих пор окончательно не только не принят, но и не сверстан.

    Финансирование бюджетного дефицита за счет экспортеров

    Первым делом Министерство финансов предложило изменение формулы исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом предполагалось изъять часть прибыли, полученной компаниями за счет девальвации рубля.

    Однако эта идея не прошла. С одной стороны, предложение столкнулось с противодействием мощного нефтегазового лобби. Действительно, у сектора значительно больше возможностей защищать свои права по сравнению, скажем, с учителями и врачами.

    С другой стороны, приходится оценивать реальность ситуации. Большинство крупных предприятий отрасли имеют сегодня не только возросшие доходы при пересчете в рубли от продажи сырья за рубеж, но и также увеличившуюся за счет девальвации стоимость долгов. И это даже без учета необходимости развития производства и инвестиций в существующие и новые месторождения.

    В итоге план по изъятию 1,6 трлн рублей у нефтедобывающих компаний попросту провалился. В настоящее время решается вопрос о том, нельзя ли получить дополнительные деньги у газового сектора, под которым, очевидно, понимается всего лишь одна структура — Газпром. Традиционно считается, что режим налогообложения в газодобыче был более мягким, чем в нефтяной сфере.

    Это не могло не отразиться на котировках акций: ценные бумаги Лукойла (акции Лукойл) и Роснефти (акции Роснефть) получили ощутимую поддержку, в то время, как Газпром, наоборот, начал снижение. Нет шансов, что увеличение нагрузки на эту компанию покроет весь дефицит, скорее всего, если судить по ряду открытых источников, речь может идти только о примерно 200-300 млрд рублей.

    Не останутся в стороне и предприятия других отраслей, получающих выручку в валюте. Так, например, предполагается увеличение налоговой нагрузки на «Норильский никель» и другие компании.

    В целом, если верить прогнозам аналитиков инвестиционной компании Сбербанк СIB, речь может идти об увеличении экспортной пошлины сразу на 5 процентов, то есть с 30 до 35 процентов.

    Финансирование бюджетного дефицита и снижение расходов

    Надо понимать, что помимо предприятий нефтегазового сектора вся остальная страна свои налоги фактически уже заплатила: в результате инфляции в размере, превышающем 15%, девальвации национальной валюты доходы каждого «внутреннего» бизнеса и любого гражданина, получающего зарплату или пенсию в рублях, существенно сократились.

    При этом индексация социальных пособий планируется в размере, не превышающем 4%. Таким образом, реальные потери тех же пенсионеров составляют более 10% предыдущего года.

    На этом фоне заявление премьера Дмитрия Медведева о необходимости сокращения расходов госкорпораций на 3% в год выглядят как популизм и даже демагогия. Предполагается экономия в первую очередь за счет издержек, не связанных с зарплатами персонала. В то же самое время, известно, что реальные доходы руководителей предприятий, связанных с государством, выросли за прошедший год не на сколько-то процентов, а в 1,6 раза. Правда, основные выплаты пришлись не на начало года, как это принято, а были отсрочены до лета, то есть на более спокойный период.

    В период кризиса фактически приостановлены планы по приватизации активов. Пока речь идет о продаже в частные руки в предстоящем году всего лишь одной крупной компании — «Совкомфлота».

    Финансирование дефицита бюджета за счет долгов

    Еще один план, рассматриваемый Министерством финансов — финансирование бюджетного дефицита в 2016 году за счет будущих поколений. Предполагается выпуск сразу двух групп ценных бумаг для заимствований.

    Во-первых, размещение валютных облигаций — на внутреннем рынке. В первую очередь новый инструмент предполагается предложить российским компаниям, имеющим валютную выручку и не спешащим расстаться с нею из-за справедливых опасений о дальнейшем курсе рубля.

    На такой шаг правительство РФ может пойти из-за возросшей стоимости заимствования на внешних рынках, например, при выпуске евробондов, доходность по которым резко выросла в последнее время.

    Вариант выпуска гособлигаций в валюте представляется более мягким вариантом, чем увеличение налогового бремени на ту же нефтегазовую отрасль.

    Во-вторых, прорабатывается возможность выпуска дополнительных внутренних долговых ценных бумаг для физических лиц и финансирование дефицита бюджета за счет граждан.

    В действительности россияне и так могут приобретать облигации федерального займа. Правда, для этого им необходимо открывать клиентские счета на Московской бирже. А в данном случае речь идет всего лишь об упрощении процедуры. Предполагается внесение таких изменений в законодательство, которые позволили бы совершать подобные операции через подразделения ближайшего банка.

    Финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии

    Самым реальным способом латания дыр в бюджете и при этом самым вредоносным для экономики остается эмиссия денег. Правда, проводить ее предполагается с помощью более тонких и менее очевидных механизмов, чем просто взять и напечатать недостающее.

    Единственной организацией, которая первой откликнулась на призыв правительства поделиться деньгами, был и остается ЦБ РФ. По некоторым сведениям, процесс принятия решения занял не более часа на реакцию российского эмиссионного банка в ответ на предложение Улюкаева увеличить долю прибыли этой организации, перечисляемой в бюджет. Практически сразу появилось официальное заявление:

    «Банк России не возражает против перечисления в бюджет 90% прибыли 2015 года в качестве разовой меры, учитывая непростую экономическую ситуацию»

    На самом деле, по закону ЦБ РФ каждый год перечисляет 75% от своей прибыли. По результатам 2014 года дополнительные 15% достались ВЭБу и были направлены на поддержку финансового сектора экономики.

    Но при этом надо понимать, как на самом деле выглядят подобные трансакции. Известно, что в прошлом году прибыль Банка России составила 183,5 млрд рублей. Прежде всего, стоит отметить, что этой суммы вовсе не достаточно для финансирования бюджетного дефицита.

    Но главное — не в этом. А в том, что 75% от этих денег были перечислены Минфину, который, в свою очередь, направил их на свои цели — от финансирования грандиозных и бесполезных проектов до социальных выплат. То есть увеличилась денежная масса. Пропорционально выросла инфляция. Усилилось давление на курс рубля, и так далее.

    Что будет, чисто гипотетически, если Банк России получит каким-то образом не 183 млрд, а 2,5 трлн рублей прибыли и отдаст их Минфину? Можно себе представить, какими будут экономические последствия…

    Финансирование бюджетного дефицита: реальный путь

    Скорее всего, в действительности финансирование бюджетного дефицита в 2016 году будет происходить не из какого-то одного из приведенных нами источников, а в комплексе из нескольких. И, в конце концов, правительству удастся правдами и неправдами собрать требуемую сумму.

    Но главное в этом — те экономические результаты, которые получит страна. А в этом ракурсе практически каждая из предлагаемых сегодня мер приведет к отрицательным последствиям.

    Изъятие денег у экспортных предприятий в период падения цен на энергоресурсы приведет к снижению прибыли и даже убыткам. Остановит развитие отраслей. По большому счету, в создавшейся ситуации требуются как раз обратные меры: по стимулированию экспорта для того, чтобы вывести страну из кризиса.

    Выпуск дополнительных государственных долговых ценных бумаг, на самом деле, способен пополнить бюджет. Но количество денег в экономике ограничено, а значит, прямым следствием, если планы удастся реализовать, в казну будут направлены те активы, которые в другом случае хотя бы частично достались бы реальному сектору экономики.

    Раздел прибыли Банка России увеличит объем денежной массы, что отразится на инфляции и курсе валюты, позволит сократить расходы на бюджетные выплаты в реальном выражении лишь на короткий промежуток времени. Но без роста производства не решит ни одной проблемы в итоге, а лишь усилит нестабильность и неопределенность. Если не заставит вообще — бежать инвесторов из страны еще быстрее, чем это происходит сегодня.

    Лишь одна из предлагаемых мер может возыметь потенциальный положительный эффект: сокращение государственных расходов, в том числе и в госкомпаниях. Однако на сегодня речь об этом пути идет — чисто номинально.

    ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ

    Войти с помощью: