
Кризис в российской экономике начался не сегодня, но ситуация в конце 2014 — в начале 2015 года стала обвальной. Наконец, спустя как минимум полгода после того, как надвигающаяся неизбежная катастрофа стала очевидной для большинства, правительство разродилось планом национального спасения. Попробуем разобраться, что же в конечном итоге предлагается сделать.
Антикризисный план для регионов
Всего 160 млрд рублей обещано регионам для «обеспечения сбалансированности и сокращения стоимости долга». Очевидно, эти средства в той или иной мере будут направлены на сокращение заимствований субъектов федерации, которые из-за ситуации на рынке облигаций не смогут быть рефинансированы.
По последним актуальным данным на сайте Министерства финансов РФ, а это декабрь 2014 года, общий долг регионов составляет сумму, превышающую 1823,9 млрд рублей. Таким образом, размер помощи бюджетам составит 8,7% от номинала. Этой суммы вряд ли хватит на то, чтобы покрыть даже текущие платежи, не говоря уже о компенсации возросших ставок при дальнейших заимствованиях.
Эту информацию можно трактовать как сигнал инвесторам, вложившим свои денежные средства в облигации субфедеральных займов, как сигнал «спасайся, кто может». Двери закрываются, и скорее всего, мы стоим на пороге региональных дефолтов.
Антикризисный план для банков
Поддержка кредитных организаций разделена на три категории действий. Во-первых, 1 трлн рублей получит Агентство по страхованию вкладов. Во-вторых, из Фонда национального благосостояния планируется выделить 300 млрд рублей конкретно «Внешэкономбанку» и еще 250 млрд рублей должны потратить на все остальные банки под предлогом реализации национальных проектов.
В то же время, увеличение активов АСВ на триллион вполне способно на какое-то время поддержать банковскую систему в ситуации банкротства целого ряда отдельных кредитных организаций. За все время существования агентства его общий объем выплат, по официальной информации, составил 1325,8 млрд рублей, а текущие обязательства по уже произошедшим страховым случаям — 379 млрд рублей. Учитывая, что размер выплат в этом году увеличен вдвое, то можно предположить: если не произойдет полного системного дефолта, денег должно хватить минимум еще на один или два года.
Еще один момент, касающийся финансовой системы, заключается в идее создать банк «плохих долгов». Однако на данном этапе размеры затрат на эту меру не определены, поэтому пока это только пустые разговоры.
Антикризисный план для промышленности
Антикризисный план для российской промышленности состоит в том, что сокращаются расходы на что угодно, кроме обороны. В этой части правительственного плана фактически нет конкретных цифр. Однако из других источников нам известно, что расходы на военно-промышленный комплекс и армию в 2015 году должны составить 3 трлн 286,8 млрд рублей, что почти на четверть (!) больше, чем за предыдущий год.
Эта астрономическая цифра составляет 4,2% от ВВП. Однако ожидаемый валовый внутренний продукт — это предположение, план, а предстоящие расходы выражены во вполне конкретных рублях, которые предстоит заплатить.
Для предприятий необоронного комплекса антикризисным планом предусмотрена неслыханная щедрость: целых 20 млрд рублей на компенсацию выросших затрат на получение кредитов.
Остальные меры носят скорее не экономический, а политический характер: малому бизнесу обещаны некоторые послабления. Например, субъектам федерации с барского плеча позволено снизить ставку налога на предприятия, отчитывающиеся по упрощенной схеме, с сегодняшних шести до одного процента. Воспользуются ли регионы такой замечательной возможностью в условиях тотального бюджетного дефицита — об этом в документе не говорится. А вот за другое предложение правительства на местах ухватятся легко: регионы имеют право снизить максимальный доход, до которого индивидуальные предприниматели платят пониженные ставки, с 1 млн рублей до 500 тыс.
Также планируется упростить вывоз товаров с территории РФ, которые не подпадают под то или иное специальное регулирование. А те предприятия, которые занимаются экспортом высокотехнологичной продукции, могут обращаться за льготным займом в «Росэксимбанк», который получит из казны на эти цели 1 млрд рублей. Еще 5 млрд предоставляются, по большей части в форме гарантий, малым инновационным предприятиям. Очевидно, Сколково и связанные с ним персоны пока окончательно не забыты, но расходы на них урезаны.
Антикризисный план для сельского хозяйства
Российский агропромышленный комплекс по плану должен получить субсидию на сумму, не превышающую 50 млрд рублей. За счет этого должны снизиться конъюнктурные, природно-климатические риски, а также сохраниться «темпы кредитования».
Как правило, в России эти деньги до конкретных фермеров доходят крайне редко. Поэтому сложно сказать, хорошо это или плохо, что сумма, выделенная на тех, кто в условиях кризиса должен кормить страну, относительно небольшая.
Еще государство согласилось пересмотреть дату вступления в силу требования о предоставлении сопроводительной документации на молочную продукцию, так что те, кто занимаются молочным животноводством, еще на какое-то время избавлены от того, чтобы лишний раз поделиться с чиновниками.
Антикризисный план по безработице
На снижение социальной напряженности, которая обязательно последует за спадом производства и массовым увольнением сотрудников, государство планирует потратить 52 млрд рублей. Эти деньги достанутся субъектам Российской Федерации, и должны быть потрачены «на реализацию дополнительных мероприятий».
Непосредственно на социальные выплаты предстоит направить в общей сложности до 30 млрд рублей. Таким образом, некие «мероприятия» оцениваются даже дороже, чем собственно пособия по безработице.
Антикризисный план — опасная тенденция
Любой экономист знает, это учебник первого курса, что государство имеет выбор, что производить, пушки или масло. Предложенный правительством план дает точный и определенный ответ на этот вопрос: выбор сделан в пользу оружия и армии, а не оздоровления экономики.
Действительно, российская промышленность во многом состоит из предприятий оборонного комплекса, которые зачастую образовали вокруг себя целые города. В условиях жесткого экономического кризиса эта часть населения оказывается самой незащищенной.
Пришедшие в такие регионы деньги из фонда национального достояния на какое-то время оживят экономику. Получающие зарплату рабочие — это спрос и на другую продукцию. А значит, новые поступления в бюджет, и далее по кругу.
Второй момент еще более важен: что делать с военной техникой потом. Растущая армия потребует все новых вложений. Одновременно с этим будут так или иначе сокращаться затраты и результаты производства в других сферах.
В конечном итоге в действительности весь военный комплекс — это своего рода налог на население. Люди получают за выполненную работу деньги, которые они не могут, да и в большинстве своем не хотят потратить на оружие. Со своими зарплатами они направляются в продовольственные и промтоварные магазины. А другой, невоенной продукции будет становиться все меньше и меньше.
В результате в какой-то момент, и это доказывает ситуация, например, в Германии 30-х годов прошлого века, приходит час, когда государству уже некуда деться и надо платить по долгам. Что за этим последует? Война?
Оценка антикризисного плана с точки зрения инвесторов
С точки зрения инвесторов, антикризисный план правительства дает еще один шанс на выведение своих оставшихся средств из России в ближайшие полгода. Действительно, скорее всего, банковская система продержится этот срок, если не будет резко и одномоментно расширен список санкций против финансового сектора в целом.
Для самых упрямых игроков фондового рынка, возможно, в ближайшее время будет возможность совершения спекулятивных операций в тех сегментах, которые так или иначе связаны с обороной. Но это игра, образно говоря в тему, с огнем.
К сожалению, во всех остальных направлениях антикризисный план не предвещает ничего хорошего. Двери для выхода из поезда в последний момент уже закрываются. В следующий раз в этот поезд можно будет сесть только на другой платформе, а то и на конечном вокзале, когда сменится машинист.