Банкротство СУ-155: государство платит, Шишханов строит, дольщики ждут

Последние новости СУ-155: кто, когда и за чей счет будет достраивать?

0
4529
Банкротство СУ-155: государство платит, Шишханов строит, дольщики ждут

Схема, на которую, кажется, руководство СУ-155 рассчитывало с самого начала, удалась в полной мере. Действительно, компания оказалась слишком большой, чтобы ее обанкротить. Последние новости СУ-155: судьба недостроя решалась накануне на самом высоком уровне в рамках совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Схема «разруливания» ситуации и финансовых потоков, судя по всему, найдена.

Банкротства СУ-155, скорее всего, не будет. По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, приведенным газетой «Ведомости», санацию холдинга берет на себя государство через принадлежащий Агентству по страхованию вкладов банк «Российский капитал». А достраивать объекты будут структуры Михаила Шишханова, которому принадлежит Бинбанк, а также девелоперская компания «Интеко», приобретенная в свое время у подавшихся в бега супругов Елены Батуриной и Юрия Лужкова.

Помимо заплативших за квартиры дольщиков, холдинг СУ-155 должен деньги целому ряду банков, в том числе ВТБ, Росбанк, Сбербанк, «Глобэкс», а также коллегам по девелоперскому цеху: «ГВСУ Центр» и другим. Общий объем задолженности оценивается в 27 млрд рублей, из них 22 — по кредитам.

СУ-155: причины кризиса

У кого-то может сложиться иллюзия, что холдинг СУ-155 стал очередной жертвой российского кризиса, разразившегося после известных событий 2014 года. Однако эту организацию можно считать классическим примером — неэффективности экономической модели, применяемой повсеместно в нашей стране. А проблемы у СУ-155 возникли задолго до этого.

Основатель холдинга Михаил Балакин — потомственный строитель. Однако к сожалению, помимо специального образования, знания предмета, унаследовал он также и глубокие советские традиции организации своего дела.

Прежде всего, в полном соответствии с российскими постсоветскими реалиями, никакое предпринимательство оказывается невозможно без связи с государственными структурами. Имя Балакина с самого начала было связано с другим корифеем столичного строительного рынка от мэрии времен Лужкова Владимиром Ресиным. Некоторые аналитики даже прочили Балакину в будущем место вице-мэра.

И действительно, в 2000 году владелец строительной фирмы пришел на работу в мэрию — как раз отвечать за возведение муниципальных объектов и реконструкцию ветхого жилья. За этот период бизнес Балакина, что не удивительно, вырос вдовое. Однако затем, по сведениям из открытых источников, у предпринимателя возник конфликт с семьей мэра — из-за цементных заводов.

Тем не менее, даже покинув пост, Балакин не был отлучен от государственной кормушки, хотя и была вынуждена «подвинуться» в область. При этом вся структура СУ-155 действовала по такому принципу: она уделяла минимум внимания сбыту своей продукции и максимум — загрузке принадлежащих холдингу промышленных предприятий, выпускающих комплектующие для строительства.

До поры до времени расчет оказывался верным: сокращение 30 тыс. рабочих, а именно столько работало на Балакина в лучшие времена, грозило властям социальным взрывом. А самый простой путь для спасения ситуации — был и остается либо госзаказ на строительство, либо выкуп построенных объектов для городских нужд: очередникам, военным и прочее.

В это же самое время, когда компания СУ-155 наращивала объемы строительства, начиная все новые и новые объекты, ее дольщики бесконечно ждали сдачи своих квартир. Причем иногда по четыре года.

Фактически же холдинг превратился, может быть, и сам того не желая, в строительную пирамиду общероссийского масштаба. Как раз в этот самый момент у страны из-за упавших цен на нефть деньги начали заканчиваться. За последние деньги в бюджете началась самая настоящая драка среди приближенных. При этом цена на недвижимость обрушилась, а по кредитам, как оказалось, надо платить. И вот холдинг СУ-155 оказался в той ситуации, в которой он находится сегодня.

Последние новости СУ-155: активы, пассивы, дольщики

Теоретически, если верить озвученным руководством компании данным, активы холдинга превышают его обязательства. По мнению экспертов, реализация производственных предприятий, входящих в группу, должна позволить сонаторам рассчитаться с долгами перед банками и достроить объекты для дольщиков.

Компания должна дольщикам порядка 7 млн кв. м, общее число тех, кому «повезло» связаться с СУ-155, составляет 27 тыс. человек. Эта часть долга оценивается приблизительно в 10 млрд рублей. Плюс долги перед банками и партнерами. Здесь единого мнения нет. Официально говорится о 22 млрд рублей, но в открытых источниках называлась цифра и в 45 млрд рублей. Итого получается от 32 до 55 млрд рублей — это то, что компания должна.

Свои промышленные активы компания оценивает в 40 млрд рублей. Очевидно, как раз за счет их продажи и придется платить. Но не все так просто. Дело в том, что сама по себе строительная отрасль находится в глубоком кризисе. Цены на недвижимость в Москве и тем более в области — стремительно падают. Спрос снижается много месяцев подряд.

В таких условиях стоимость например завода ЖБИ должна быть значительно ниже, чем обычно: во-первых, ни один завод сегодня не работает на полную мощность. Во-вторых, продать выпускаемую продукцию становится все сложнее и сложнее. В-третьих, в конце концов, 40 млрд активов — это как раз и есть та самая взрывоопасная часть бизнеса с 30 тыс. рабочих мест. Кто в условиях кризиса будет готов взять за нее ответственность?..

А еще ко всему прочему необходимо прибавить к расходам на спасение ситуации коммерческий интерес подвязавшихся посредников. Предположим, платит государство через опосредованно принадлежащий ему банк. Но ведь и застройщик, берущий на себя обязательства достроить объекты СУ-155, делает это явно не в формате благотворительности.

Если бы стоимость активов хотя бы примерно соответствовала названным, а долги ограничивались оговоренной суммой, мы можем быть уверенными, что структуры Шишханова взяли бы этот вопрос на себя.

Но российская практика банкротств и санаций таких примеров не знает. Как правило, истинный размер финансовой дыры значительно превышает заведомо известную цифру. В итоге, скорее всего, в результате ревизии выяснится, что государству надо платить Бинбанку и Интеко еще и еще. Налогоплательщики будут платить в бюджет все больше и больше. А дольщикам, заплатившим за свои квадратные метры, придется по прежнему — только ждать.

НЕТ ОТЗЫВОВ

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ

Войти с помощью: